Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно.
Что такое функциональная грамотность ?
Функциональная грамотность —это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность
это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.
5. Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурной сферах и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста, востребованного на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить в себе эти навыки и помочь применить их на практике.
Одним из показателей нацпроекта «Образование» является вхождение России в топ 10 стран по результатам международных сопоставительных исследований. К 2024 году все 85 субъектов России будут участвовать в исследованиях PISA. Это заявление государственного масштаба отражается в ряде отраслевых инициатив. Например, в совместном приказе Минпросвещения и Рособрнадзора «О внедрении новой методологии оценки качества образования» от 06.05.2019, где дается понятие функциональной грамотности и план работ на региональных и федеральных уровнях по ее внедрению. Кроме того, сегодня понятие функциональной грамотности включено в проекты новых ФГОС.
Нормативные документы
Федеральные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании В Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приложение к письму ФГБНУ ИСРО РАО от 21.02.2019 №01-10/67 "Краткая информация о проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся"
Письмо ФГБНУ ИСРО РАО от 21.02.2019 №01-10/67
Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 года № АЗ-581/03 Об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ
Региональные документы
Приказ Департамента образования Ивановской области от 27.01.2022 № 64-о «О проведении регионального мониторингового исследования качества образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций в 2021-2022 учебном году»
Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 27.01.2022 № 64-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 16.11.2021 № 1169-о "О проведении регионального мониторингового исследования качества образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций в 2021-2022 учебном году"
Приказ Департамента образования Ивановской области от 22.09.2021 № 1029 –о Об утверждении Положения о координационном совете по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ивановской области
Приказ Департамента образования Ивановской области от 21.09.2021 № 1022 –о Об утверждении списка региональной команды для координации работ по функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций
Приказ Департамента образования Ивановской области от 15.09.2021 № 1000 –о Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ивановской области
Письмо Департамента образования Ивановской области от 11.03.2021 №ИСХ-808-008/01/12 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ПЕДСОВЕТ37.РУ (материалы по оценке функциональной грамотности)
https://pedsovet37.ru/page/metodrukmetod
Формирование функциональной грамотности
Методические материалы
Нормативные документы
Полезные ссылки
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение»
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
Марафон функциональной грамотности
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
МЕРОПРИЯТИЯ
Тест "Цифровые компетенции педагога"
Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»