На сегодняшний день единственной реально объединяющей все человечество идеей, не зависящей от политических, религиозных, экономических, культурных и других убеждений и мировоззрений, является экологическое мировоззрение. Это обосновано жизненно важной необходимостью объединения усилий для спасения от реально грозящей нашей планете опасности – глобальной экологической катастрофы.
Из-за глобальных антропогенных преобразований и загрязнений биосфера подошла к смертельно опасному критическому уровню – она начинает терять свои основные жизненные функции – самоорганизацию и саморазвитие. Дальнейшая деградация неминуемо приведет к ее разрушению и гибели.
В связи с создавшейся на нашей планете критической экологической ситуацией, главная задача, стоящая перед человечеством – прекращение дальнейшей деградации биосферы за счет сохранения на Земле оставшихся природных экосистем и улучшения экологической обстановки в природно-антропогенных и техногенных экосистемах. Это единственный путь спасения человечества и всего живого на земном шаре.
Для решения этой проблемы главное значение имеет личная ответственность каждого человека, каждого общества, каждой страны и группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за мероприятия по ее оздоровлению. Сознательное самоограничение желаний и потребностей у человека и общества в целом не может проявиться без научно обоснованного и сформированного самосознания и экологического мировоззрения, т.е. без наличия экологической культуры в самом широком значении этого понятия.
Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведения планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города, района, страны и всей биосферы.
Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе непрерывного экологического просвещения должны стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно школьным учреждениям отводится решающая роль в деле формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих поколений.
Данная программа модифицированная, разработана на основе типовой программы «Юный эколог», предназначена для занятий в кружке учащихся 5-6 класса (11-12 лет) в течение одного года (34 часа в год).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час, продолжительность учебного часа 40 минут.
При составлении программы работы кружка преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования – формирование у обучающихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера, вопросам взаимоотношений общества и природы, экологическому мониторингу окружающей среды, а так же использованию основного принципа обучения – личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии. Основные острые экологические проблемы биологической, прикладной, социальной и глобальной экологии рассмотрены в ней на фоне исследования и анализа экологических обстановок, существующих в местах проживания учащихся и окрестностях.
Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении.
Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры.
Особенности модифицированной программы работы кружка «Юный эколог» заключаются в том, что в ней предусматривается увеличение объема экологического содержания материала:
- расчленение перечня практических работ, экскурсий, лабораторных исследований, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающиеся практические и творческие умения учащихся;
- усиление внимания к изучению живой природы родного края, бережного отношения к ней.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. (2 часа)
Знакомство с планом работы кружка. Экскурсии, наблюдения. Форма контроля – викторина, конкурс листовок.
2. История экологии. (3 часа)
Изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества. Возникновение экологии как науки. Основные научные направления в экологии. Взаимосвязь между экологией и охраной природы.
Экскурсия: Влияние деятельности человека на природные биоценозы.
Наблюдения: за природным биоценозом.
Экологический практикум: исследование биоценоза.
Форма контроля: тесты, беседа, кроссворды, ребусы.
3. Факторы среды. Общие закономерности. Их действие на организм. (9 часов)
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Пути влияния организмов на среду обитания.
Экскурсии: изучение факторов среды, влияющие на природные сообщества.
Наблюдения: за изменением активности организмов в связи со временем года и суток.
Экологический практикум: исследование состояния сообщества, зависимость организмов от факторов среды.
Форма контроля: тесты, беседа, викторина, смотр знаний.
4. Важнейшие экологические факторы. Адаптация организмов к ним. (7 часов)
Понятие об экологических факторах. Основные экологические факторы. Общие закономерности влияния экологических факторов на живые организмы. Основные типы адаптации организмов к различным средам. Значение температуры, влажности, солености среды в жизни организмов. Основные адаптации к ним. Роль и особенности действия световой энергии.
Экскурсии: взаимосвязь между средой обитания и организмами. Поведенческие адаптации животных. Физиологические адаптации животных и растений.
Наблюдения: за поведением животных и изменением растений.
Экологический практикум: изменения в поведении животных в связи с изменением времени суток в определенном сообществе. Типы адаптации в сообществе. Изучение адаптаций организмов к различным средам обитания.
Формы проведения занятия: экскурсии, наблюдения, лабораторные и практические занятия, рассказ, беседа, дискуссия.
Приемы и методы: групповая и индивидуальная работа, исследовательская работа.
Форма контроля: беседа, игра, тестирование, олимпиада, ребусы.
5. Основные среды жизни. (4 часа)
Водная, наземно-воздушная, почвенная среды жизни. Живые организмы как среды жизни. Приспособительные формы организмов к средам жизни. Приспособительные ритмы жизни.
Экскурсии: в природные сообщества.
Наблюдения: за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания.
Формы проведения занятия: экскурсии, наблюдения, лабораторные и практические занятия, рассказ, беседа, дискуссия.
Приемы и методы: групповая и индивидуальная работа, исследовательская работа.
Форма контроля: устный опрос, тестирование, конкурсы, защита экологических проектов, конкурс исследовательских работ.
6. Биологические ритмы. (5 часов)
Суточные годичные, приливно-отливные ритмы, краткодневные и долгодневные виды, фотопериодизм.
Экскурсии: в природные сообщества.
Наблюдения: за суточными и годовыми ритмами растений и животных.
Экологический практикум: суточные ритмы у растений и животных, годовые ритмы у растений и животных.
Формы проведения занятия: экскурсии, наблюдения, лабораторные и практические занятия, рассказ, беседа, дискуссия.
Приемы и методы: групповая и индивидуальная работа, исследовательская работа.
Форма контроля: тестирование, устный опрос, экологический праздник, ребусы, чайнворды.
7. Принципы экологической классификации. (3 часа)
История систематики. Систематика животных и растений. Основные единицы систематики.
Экскурсии: в природу для определения различных видов животных и растений.
Наблюдения: за различными видами животных.
Экологический практикум: определение животных и растений.
Формы проведения занятия: экскурсии, наблюдения, лабораторные и практические занятия, рассказ, беседа, дискуссия.
Приемы и методы: групповая и индивидуальная работа, исследовательская работа.
Форма контроля: конференция, беседа, тестирование, викторины.
Заключительное занятие (1 час)
Поход в парк.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – создать условия:
- для развития у школьников понимания величайших ценностей жизни в процессе экологического образования;
- для развития интереса к исследовательской работе у учащихся;
- для формирования нравственно-личностных качеств обучающихся;
- для дальнейшей профориентации.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
По окончанию обучения обучающиеся
Должны знать:
- возникновение экологии как науки. Основные научные направления в экологии;
- влияние деятельности человека на природные биоценозы;
- общие законы зависимости организмов от факторов среды. Пути влияния организмов на среду обитания;
- основные экологические факторы. Влияние их на живые организмы;
- основные среды жизни. Приспособленность живых организмов к различным средам жизни;
- биологические ритмы. Приспособленность растений и животных к ним;
- историю систематики. Основные единицы систематики.
Должны уметь:
- проводить исследования в природных биоценозах;
- проводить исследование состояния сообщества;
- изучать изменения в поведении животных в связи с изменением времени суток в определенном сообществе;
- проводить изучение адаптаций организмов к различным средам обитания;
- проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания;
- проводить определение различных видов животных и растений;
- проводить простейшие исследования в природе.